Современные продукты питания по составу весьма далеки от своих аналогичных предшественников. Кризис в стране поставил перед производителями, казалось бы, нереальные задачи. Однако, предприятия, на которых изготавливаются продукты питания, предпринимают любые шаги, чтобы оставаться «на плаву». При этом единственный, кто значительно проигрывает – лишь потребитель, которому в конечном итоге достаются сливочное масло и сыры, произведенные из пальмового масла или мясосодержащие, а не мясные колбасы.

Почему так происходит?

По данным статистики, розничный товарооборот за период с начала года сократился на 25%. Потребительская способность существенно понизилась, что привело к возрастанию конкуренции между производителями продуктов. Не все предприятия выбирают для себя такие способы оптимизации производственного процесса, которые связаны с сокращением издержек производства. Многие предпочитают более легкие пути – замену дорогих, натуральных составляющих продуктов дешевыми суррогатами.

Что предлагают потребителям?

Сегодня на прилавках магазинов можно найти в изобилии сырные продукты, в которых молочный жир частично заменяется пальмовым маслом. Такая продукция предлагается многими небольшими сыроварнями, а также некоторыми крупными предприятиями (Терра Фуд, Гадячсыр). Стоимость натуральных продуктов и тех, что произведены с использованием заменителей, различается в разы, поэтому доверчивые покупатели готовы обманываться, отдавая предпочтение более дешевому и менее качественному. В этой же категории можно отметить мясосодержащие сосиски, сардельки и колбасы, в которых предельно низкий уровень наличия натурального мяса.

Производители умудряются успешно продавать даже мясосодержащие паштеты и тушенку. То же самое можно сказать о сливочном масле. К примеру, компания «Рудь» предлагает потребителям спред (в составе есть растительные жиры) и настоящее масло в похожей упаковке. Не каждый покупатель будет рассматривать состав продукта, а просто выбирает вариант с меньшей ценой. Еще одна уловка – манипуляции с массой продукта. Никого не удивишь упаковкой молока, кефира или ряженки, вес которой едва достигает 900 гр. Сложно найти фасованные крупы с весом упаковки, равным 1 кг. Как правило, этот показатель варьируется в пределах 700-900 гр.

Пиво от компании Carlsberg Ukraine разливается в бутылки емкостью 0,44-0,46 л. Можно вспомнить множество других примеров, являющихся доказательством нестабильности рынка. Причем глава ведомства по вопросам безопасности в сфере производства продуктов питания С. Глущенко заявил, что законом не запрещено производство товаров, изготовленных из заменителей традиционных компонентов. Поэтому дело каждого потребителя, какие именно продукты выбирать конкретно для себя.

Сергей Креймер